Структура общения
1.4 Структура общения
Структуру общения можно охарактеризовать путем
выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и
персептивной.
В общении выделяют три функции:
информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-
коммуникативная. В реальности каждая из этих сторон не существует изолированно
от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются в малых
группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Коммуникативная
сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в
обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона общения заключается в обмене не только
знаниями, идеями, но и действиями. Персептивная сторона общения означает
процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой
основе взаимопонимания. Все эти термины условны.
Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.
Во время акта общения
имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных
сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией.
Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом
выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только
принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек,
направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент)
обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны
говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры.
Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от
коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба –
рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей
(сообщение – имеет место в различных образовательных системах). [1, с. 257]
Средства коммуникации. Для
передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована,
т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое
деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные
знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь.
Речь является самым
универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации
посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические
компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий»
сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает
его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения
раскрывается одновременно с декодированием.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения),
отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые
точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие
общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех,
покашливание и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии –
жесты, мимика, пантомимика).
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе
функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их
смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям,
состояние человека; мимика – это движение мышц лица; пантомимика
– совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса). В
психологии выделяют четыре дистанции общения:
- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило,
близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и
спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между
друзьями).
- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для
делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более
официальны их отношения.
- публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией.
При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения
фраз.
4) Визуальный контакт (визуалика – это контакт глаз). Установлено, что
обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов
общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией
их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и
конкуренция.
Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников.
Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается
самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является
конфликт.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и
понимания людьми друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс
общения в целом.[3,с. 58]
|