Суббота, 27.04.2024, 19:11
Приветствую Вас Гость | RSS

...
...
...
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

2.1 Общие тенденции изменения ценностных ориентиров

РАЗДЕЛ  ІІ

2. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи и их динамика

2.1 Общие тенденции изменения ценностных ориентиров

Проблема общих тенденций изменений ценностных ориентаций в современном обществе неоднократно ставилась в центр внимания множества самых разных социологических исследований.

Система ценностных ориентаций обладает определенным балансом, однако ее гомеостатичность имеет динамический, подвижный характер. Даже в период равномерной эволюции общества ценностные ориентации подвергаются пусть медленной, но трансформации. А в период революционной ломки традиционных устоев ценностные ориентации становятся радикальными, и зачастую процессы их изменения в такие времена имеют неконтролируемый и стихийный характер [4,с 121].

Само современное общество характеризуется принципиальной нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций в отличие от традиционного общества, в котором эта система была незыблемой и неизменной на протяжении многих веков. Система ценностей традиционного общества имела замкнутый характер, и починялась законам циклических повторений.

Современной общество является динамической системой с подвижным, нестабильным центром.

На всем протяжении существования современного общества сетка ее ценностных ориентаций подвержена изменениям со стороны двух оппозиций - оппозиции интеграции как социализации и идентификации как индивидуализации, и оппозиции субъективизма и объективизма. [4, с.125]. Социальный мир представляет собой «социентальную систему», которого подчиняется принципам системного гомеостаза, баланса, - смещение одного элемента немедленно вызывает смещение остальных так, что системное равновесие сохраняется. Чем интенсивнее, богаче, продуктивнее, дееспособнее ценностная ориентация социальной функции, тем ближе она к позиции, центрирующей поле социальной системы, и, наоборот, чем она беднее, тем дальше функция отодвинута к периферии, смещена к ней.

Система ценностных ориентаций разделяется на три большие группы: 1) «материнские» как материально - экономические; 2) «отцовские» как духовно - гуманитарные; 3) символически - интерсубъективные как рациональные [3,с. 35].

1) Материально - экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей распределяется по оси «плановая экономика - рыночная экономика».

Выбор в пользу то или иной группы детерминируется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Эта группа, будучи объектом опеки со стороны государства, ратует за социально ориентированную экономику.

С другой стороны, экономически активные субъекты и сообщества, являясь революционно - реформаторской частью общества, уверены в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Экономическая независимость - основа политической независимости.

2) Духовно - гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

3) Рационально - ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально - экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально - общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественно значимых символов, то рационально - ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда немыслимой без своего выражения вовне.

Рационально - ценностные ориентации, как и в предыдущих случаях, делятся на субъективно - рациональные и объективно - рациональные ориентации [].

1. Материально - экономические ценностные ориентации молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям - «приватность - социальность» и «материализм - постматериализм» [3,с 38].

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, молодежь ратует за социально ориентированную экономику.

Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости, прежде всего, личностных усилий»

Однако, с другой стороны, молодежь, являясь революционно - реформаторской частью общества, она уверена в необходимости развития рыночных отношений, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, молодые люди наиболее активно ратуют за либерализацию экономики. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая часть малообеспеченной молодежи отдает приоритет знаний и образования перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, - «наблюдается явное противоречие в жизненных установках молодежи» [3,с. 41].Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально - экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму.

2. Общественно - политические ориентации молодежи, с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В молодежной среде как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм - правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм - национализм»

В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства молодежные предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма. С другой стороны, традиционной демократизм молодежного сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность». Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Молодежь в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм - национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом.

3. Духовно - гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации в контексте молодежной транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм - духовность» и горизонтальной оси «коллективизм - индивидуализм».

Утилитаризм этических ориентаций молодежи связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современной молодежной культуры. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи» [1].

С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма.

И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность молодежи является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и образование, которое в наше время доступно молодежи, и высокий культурный статус молодежи в целом накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым молодому поколению удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры» [8, с. 140]. Коллективистская ориентация молодежи связана с общим демократизмом молодежной среды, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности молодых людей, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью.

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, - обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности» [5, с.357].

Рационально - ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально - экономические и гуманитарно-духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально - общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально - ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления.

Рационально - ценностные ориентации делятся на субъективно - рациональные и объективно - рациональные ориентации.

Субъективно - рациональные ориентации: в молодежной среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования молодежной группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Таким образом, внутренний коллективизм молодежных  групп спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

                                                                                 Список литературы 

 

Форма входа