Суббота, 27.04.2024, 23:17
Приветствую Вас Гость | RSS

...
...
...
Яндекс.Метрика
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понятие и процессы общения

1.1Понятие и процессы общения

Существование множества различных определений понятия "об­щение", прежде всего связано с различными подходами и взгляда­ми на эту проблему. К вашему вниманию приставлено несколько понятие «общение»: 

Общение — сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совмест­ной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработ­ку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.[11]

Понятие общения является чрезвычайно широким и включает в себя различные аспекты. Общение - это, во-первых, сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, возникает на основе потребностей и совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого, во-вторых, это взаимодействие субъектов через знаковые средства, вызванное потребностями совместной деятельности и направлено на значимые изменения состояния, поведения партнера.[5, с. 63]

В самом общем смысле общение выступает как форма жизнедеятельности.

Существует множество трактовок понятия «общение».

В социологическом словаре термин  «общение»  объяснен, как  осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов, вызванное потребностями их совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.  

 Психологический толковый словарь предлагает такое объяснение понятия общение: Общение -  взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения. [10]  Нарушения общения вызывают изменения личности.  Таким образом, в социально – психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за начальную точку осмысления и понимания других социально – психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, отношения принимается общение.[4, с.106 ]

К средствам общения относятся:

Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. 

Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 

Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. 

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. 

В процедуре общения выделяют следующие этапы: 

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 

3. Ориентировка в личности собеседника. 

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. 

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. 

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. 

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Процесс взаимодействия между людьми психологи  разделяют на 4 фазы:

Непосредственно коммуникация. Эта фаза, собственно, и является целью контакта и состоит в приеме и передаче необходимой информации. В процессе обмена информацией опять же может возникать потребность в уточнении и дополнении некоторых вопросов и прояснении вновь открывшихся тем. В этом случае следует переключаться на наиболее связанные с текущей темой вопросы так, чтобы партнер не отвлекся от основной линии разговора. Однако если это все-таки произошло, продолжайте вести беседу в новом направлении, к оставленному вопросу появится возможность вернуться чуть позже, как показывают наблюдения, примерно через 5-7 минут, когда все дополнительные вопросы будут прояснены.[12]

Свертывание коммуникации. Эта фаза состоит в отключении от партнера, если потребность в контакте с ним исчерпана. Если потребность сохраняется, происходит возврат к следующей фазе –

 уточнению ситуации. Одним из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто - ведомый. Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения -восприятия, коммуникации и взаимодействия - возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение цельного взаимодействия практически невозможно. Главное содержание общения - это

воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий, например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т. д.  [

Форма входа