...
...
Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
основные выди общения1.2 Основные виды общения
Выделяю следующие виды общения: Ø «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Ø Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого. Ø Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Ø Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Ø Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение Ø Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника. Ø Светское общение.
Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено
говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий –
основа данного вида общения. Ø Материальным называют такое общение людей, в ходе которого они обмениваются друг с другом или воздействуют друг на друга с помощью каких-либо предметов. Например, люди могут передавать друг другу или обмениваться между собой предметами культуры, скажем книгами. Ø Идеальным называют общение, которое предполагает обмен между людьми мыслями, образами, переживаниями. В зависимости от того, чем в данном случае обмениваются люди, идеальное общение может быть названо рациональным (обмен мыслями), образным (обмен представлениями и образами) или эмоциональным (обмен чувствами и переживаниями). Именно в данный вид общения включены, например, люди, когда они читают книги, слушают радио, смотрят телевизор, работают в системе Интернет или просто разговаривают друг с другом. Ø Непосредственным называют такое общение, когда общающиеся друг с другом люди видят, воспринимают друг друга с помощью органов чувств и передают информацию друг другу или воздействуют друг на друга напрямую, без применения каких-либо вспомогательных средств. Ø Вербальным называют общение, осуществляемое при помощи устной речи, а невербальным — общение, реализуемое при помощи различных телодвижений: жестов, мимики, пантомимики. Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности. Так, например, современные люди постоянно пользуются вербальным и невербальным общением, непосредственным и опосредствованным общением, время от времени обращаясь также и к другим видам общения. По степени включенности, или, как еще часто говорят специалисты, погруженности в личность партнера по контакту обычно выделяют шесть уровней общения.[2] ü необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной); ü желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач); ü нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем); ü нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия).[3] Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности. Ø Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями. Ролевое общение чрезвычайно распространенное в современном обществе. Оно обеспечивает взаимодействие в таких ситуациях, как «руководитель - подчиненный», «ученик - учитель», «покупатель - продавец», «врач - пациент» и др. Именно ролевые ожидания участников общения определяют, как воспринимается партнер, как оценивается его поведение, как оценивается индивидом собственное поведение, какой он есть как исполнитель роли. В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования. Ø Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек, приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д. Ø Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли. Неумение отличить в официальной беседе основное, лаконично и грамотно изложить свои мысли может обернуться значительными потерями рабочего времени. Ø Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию. Стороны диалогического взаимодействия образуют коллективный субъект общения. Наличие диалогических отношений не означает, что между партнерами должны зародиться только чувство дружбы и любви (хотя эти чувства не отрицаются при определенных обстоятельствах). Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов: Ø интимно-межличностные, где взаимодействие между партнерами направлено на развитие самого процесса выявления и поддержания межличностных отношений (дружбы, любви); Ø отношения кооперации, при которых наличие диалогического общения и деятельности направлена на достижение единой цели; Ø агонистические отношения, характеризующиеся соревнованием в достижении общей цели, но каждый приближается к этой цели отдельно, при этом каждая сторона, двигаясь к достижению цели своим путем, строго придерживается определенных правил; Ø антагонистические отношения, возникающие при наличии принципиально непримиримых противоречий между партнерами, они пытаются устранить эти противоречия разными способами, ставя перед собой разные цели, но при обязательном соблюдении общих правил гуманного поведения. [7,с. 257] Следует заметить, что диалогические отношения вроде антагонистических часто приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем. Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические , антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.[8,с. 358] |